Эффективность публичного выступления

Возможен вариант, когда докладчик заранее готовит необходимое количество малоформатных копий плакатов, схем и т.д. и до выступления раздает их присутствующим. Какое выступление можно считать эффективным? Конечно, в разных типах публичных выступлений эффективность может и должна пониматься по-разному. 3. Повседневная подготовка публичного выступления. Какое выступление можно считать эффективным? Конечно, в разных типах публичных выступлений эффективность может и должна пониматься по-разному. Как Повысить Эффективность Публичного Выступления? | Как Выступать Публично Советы? #1.2.

Способы повышения эффективности публичного выступления

Но есть в риторике общие правила подготовки публичного выступления — правила. Чтобы быть эффективным в своем публичном выступлении или представлении, нужно принять эту прочную связь между целенаправленной работой над собой и успехом. Есть три главные цели публичного выступления – цель оратора (заставить аудиторию что-то сделать) и две цели аудитории (решить свою проблему и развлечься). стоит вопрос об эффективности коммуникации и мастерстве публичного выступления. Подготовка публичных выступлений по технологии «домик» (“message house” – англ.). Критерии оценки публичного выступления по постановке задач и их решению в данной области.

5 законов успешного публичного выступления

Как использовать столы, стулья, трибуну во время публичного выыступления. Эффективность публичного выступления оценивается по критериям качества речи и манере держаться. Чтобы быть эффективным в своем публичном выступлении или представлении, нужно принять эту прочную связь между целенаправленной работой над собой и успехом. это контакт со слушателем. Реферат как повысить эффективность публичного выступления исполнитель. В данной публикации мы пошагово рассмотрим технологии публичного выступления.

Актуальность и принципы построения успешного публичного выступления

3. Повседневная подготовка публичного выступления. стоит вопрос об эффективности коммуникации и мастерстве публичного выступления. В целом, эффективность публичного выступления доклада зависит от подготовки, структуры, коммуникативных навыков и ораторского мастерства докладчика. 10 ошибок в публичных выступлениях. Основная цель публичного выступления — донести определенную информацию, вдохновить и дать толчок к действиям.

Аргументация в публичном выступлении

Рассказываем о подготовке к публичному выступлению. Типы публичных выступлений. Ознакомьтесь с 7 причинами, почему публичные выступления необходимы и почему вы должны чаще выступать публично. Как своим публичным выступлением произвести впечатление на большую аудиторию.

Ключевые слова: оформление, слайды, презентации

  • Вы точно человек?
  • Как подготовиться и провести публичное выступление
  • Ставим цели и выбираем тему
  • Ваш выход: секреты успешного публичного выступления

Основополагающие факторы, обеспечивающие успех публичного выступления

Это поможет сделать речь адресной, интересной и значимой для зала. Превратите свою речь в историю — со вступлением, постановкой проблемы, ее решением и заключением. Сформулируйте ключевое сообщение и соблюдайте правило 6 повторов: возвращайтесь к основной мысли под разными углами. Каждое особо важное сообщение необходимо подкреплять тремя поддерживающими аргументами. Для большей наглядности и убедительности приводите примеры из жизни и литературы, проводите аналогии, оперируйте фактами. Старайтесь придерживаться разговорного стиля, но не используйте «простецкие» слова. Избегайте также слов с негативным значением.

Каждую часть выступления завершайте наиболее важными сообщениями — последние слова запоминаются лучше всего. Закон 2. Использовать невербальную коммуникацию Инструменты невербальной коммуникации могут спасти даже самую скучную речь. Именно они помогают управлять вниманием аудитории. Их грамотное использование позволяет спикеру быть более убедительным, точнее доносить содержание речи, усиливать ее восприятие слушателями. Выбирайте удобные и красивые позы: руки на виду, спина прямая.

Уверенно рассматривайте аудиторию, обращайтесь к последнему ряду. Закон 3. Побороть страх Страх и волнение способны «потопить» даже самое гениальное выступление. Есть несколько способов справиться с ними.

Он советует не злоупотреблять в выступлении терминами продаж, так как это заранее создает по отношению к выступающему повышенные требования и ожидания. Джейсон Фрид рекомендует выступающим спикерам всеми возможными методами донести до аудитории информационную выгоду, полученную ими впоследствии от выступления или от использования товара. Джейсон Фрид считает, что нельзя публике продавать товар, нужно показать им возможность сделать свою жизнь лучше, и тогда они добровольно станут покупателями продвигаемой вами продукции. Секрет 7.

Нельзя откладывать ответы на вопросы Если во время публичного выступления у слушателя возник вопрос, постарайтесь ответить на него сразу. Если задают вопросы, значит вас слушают, а это ценно. Не стоит говорить, что на них вы будете отвечать только после своего выступления, это может оттолкнуть аудиторию, так считает писатель и журналист Малькольм Гладуэлл. Он полагает, что даже если ответ на заданный вопрос содержится в ближайшем слайде, нужно его открыть специально для спрашивающего и удовлетворить его любопытство. Хорошее публичное выступление не может быть монологом, поэтому не ограничивайте слушателей в стремлении к общению. Секрет 8. Нельзя читать слайды Если во время презентации вы используете слайды, то постарайтесь ответственно подойти к их формированию, ведь они являются дополнительным материалом, помогающим разнообразить выступление оратора. Слайды должны говорить сами за себя, аудитория не проявит интерес, если спикер начнет просто зачитывать с них текст.

Такой метод использует в своих публичных выступлениях психолог и ученый Келли Макгонигал. Секрет 9. Важно повторять ключевые мысли Порой публика слышит не все фразы, сказанные оратором со сцены, это приводит к тому, что им приходится домысливать неуслышанное. Поэтому выступающий при подготовке к публичному выступлению должен построить свою речь таким образом, чтобы периодически повторять наиболее важные моменты, раскрывающие тему выступления. Дублирование важных тезисов позволит аудитории усвоить и запомнить выступление оратора. Ричард Сент Джон, являющийся спикером TED, зачастую прибегает к этому методу в своих публичных выступлениях. Секрет 10. Презентация должна заканчиваться раньше отведенного времени Необходимо соблюдать регламент выступления, ценить время аудитории и спикеров, выступающих после вас.

Если для выступления вам выделили 40 минут, то постарайтесь уложиться в 30-35 минут, придерживайтесь расписания, уважайте своих слушателей и коллег. Анджела Дакворт, являющаяся психологом, соблюдает данные правила и заканчивает свои выступления раньше указанного времени. Несоответствие Аудитория тонко подмечает диссонанс и обязательно заметит, если ваше выступление не соответствует вашему внешнему виду, осанке, тону речи, настроению и т. Если спикер нервным голосом скажет, что рад приветствовать слушателей на своем выступлении, вряд ли ему поверят. Вы говорите, что рады, а у самого трясутся руки, вы топчетесь на одном месте — разве вызовет такой образ доверие у публики? Говорите весело и задорно, не обманывайте аудиторию. Оратор передает свое настроение, поэтому обменявшись позитивными эмоциями, аудитория будет легче воспринимать вашу речь и идти на контакт с выступающим. Если вы беспокоитесь, нервничаете перед выступлением, так и скажите аудитории: «Сегодня для меня особенный день, из-за этого я испытываю волнение…».

Публика обязательно оценит вашу честность и с трепетом встретит выступление. Ошибка 2. Оправдания Меньше всего аудиторию интересует факт вашего беспокойства по поводу выступления, поэтому не стоит озвучивать оправдательные фразы: «Я спикер, не имеющий навыков публичных выступлений, я переживаю, что речь будет неудачной» и т. Не пытайтесь выпросить у аудитории сочувствие за свой непрофессионализм. Такое честное признание вызовет недоумение у публики, они могут подумать: «Если спикер заранее признает, что выступление будет провальным, то зачем мы явились сюда? Оратор на первое место должен поставить не свои чувства, а эмоции аудитории. Его цель — донести определенную информацию, мотивировать и развлечь слушателей. Люди должны понять, что вы говорите лично каждому из них, что вы улавливаете их пожелания и цели.

Если ваш подход к донесению информации до аудитории будет таким, то: публика не заметит вашего волнения, так как ее будет интересовать собственная выгода, полученная от прослушанной информации; волнение исчезает, когда вы сосредотачиваетесь не на себе, а на других людях. Ошибка 3. Извинения Избегайте извинений, не стоит говорить аудитории следующие фразы: «Извините меня за короткое длинное выступление, за низкое качество презентационного материала, за внешний вид, за охрипший голос и т. Вы не в церкви, а аудитория не занимает священный сан, чтобы отпускать вам грехи, поэтому если вам действительно за что-то неудобно, скажите: «Мне жаль…» или «Я сожалею... Учитесь превращать любые недостатки в достоинства, например: «Я простыл, не могу говорить громко, поэтому прошу вас пересесть поближе к сцене, будем одной большой командой». Ошибка 4. Мимика Трудно контролировать мимику, но для спикера это важный навык. Если вы испытываете страх перед публичными выступлениями, то вас выдадут широко раскрытые глаза.

Именно взгляду оратора аудитория уделяет в десять раз больше внимания, чем другим частям лица. По бровям также можно понять эмоциональный статус выступающего — если они высоко подняты, то это говорит о ваших сомнениях и непрофессионализме. Аудитория будет уверена в вас, если будет видеть улыбающийся открытый взгляд. Запишите видео своего выступления и понаблюдайте за глазами и бровями. Ошибка 5.

Определившись с целью, займитесь вопросом «О чем будет моя речь? Здесь надо запомнить два главных правила. Во-первых, вы должны хорошо понимать материал и разбираться в нем не поверхностно, а детально. Тогда возможные вопросы аудитории не застанут вас врасплох. Во-вторых, не нужно «распыляться» по всем направлениям темы — выберите один аспект, донесите одну конкретную мысль. Структурируем и визуализируем Структуру любого публичного выступления можно сравнить с поставкой художественного произведения: экспозиция введение , завязка, развитие действия, кульминация и развязка. Экспозиция: вступительные предложения о себе и теме доклада. Завязка: актуальность выступления, привлечение внимания аудитории, приведение примеров например, из статистики. Развитие действия: заранее мысленно или физически на листе бумаги или в электронном блокноте сделайте таблицу — левая колонка будет содержать в себе все важные факты и цифры, а правая — подкреплять их аргументами, которые можно проверить. Привлеките слушателей интересным и сильным началом. Кульминация: используйте самые главные и сильные аргументы. Развязка: подведите итоги, предложите решения актуальной проблемы. Хорошим способом структуризации будущего выступления может стать Mind Map. С ее помощью можно быстро запомнить текст своего выступления, разобраться в сложных моментах, презентовать материал. Больше полезных материалов вы найдете на нашем телеграм-канале «Библиотека программиста» Интересно, перейти к каналу Редактируем текст выступления Даже тщательно проработанная структура выступления — это неограненный драгоценный камень. Прочитайте свой доклад вслух, можете записать свою речь на диктофон и «посмотреть на себя со стороны». Лексика: не используйте профессионализмы, сократите количество сленга и иностранных слов — сделайте доклад понятным и интересным широкой публике. Читаемость: проверьте, чтобы в тексте не было тавтологии, двусмысленных фраз и, возможно, обидных выражений.

Структура может быть сложнее, но базовая она почти всегда такая, даже если вывод — «у нас ничего не получилось». Ключевая проблема для слушателя — отсутствие вводной части. Выводы он может сделать и сам, а вот стартовать с опозданием сложно и неприятно. Он ещё не понял, что вы будете про пищеварение, а уже нужно вникать в строение эпителия тонкого кишечника. Тайминг Увы, далеко не все репетируют, чтобы понять, сколько времени понадобится на рассказ. Не попадать в тайминг неприятно — чувствуешь себя неудобно, не уважая право других выступить а иногда и успеть захватить пирожки с мясом! Все мои доклады пробивают любые временные ограничения. Потому я всегда стараюсь выступать последним, если это возможно 3. С кем он говорит? Докладчики обожают разговаривать с аудиторией задницей и затылком, в лучшем случае бедренной костью и виском. Существует только одно правильное расположение докладчика — лицом к аудитории. Чтобы понять, что происходит на экране, или подать сигнал переключить слайд если вдруг кликера нет , достаточно бросить туда один взгляд и один кивок головы. Есть проблема — а куда смотреть? Там люди, а смотреть им в глаза психологически тяжело и для докладчика, и для жертвы. Лайфхак — выберите одного человека по центру в заднем ряду и смотрите ему в лоб. Почему в заднем — так он не поймёт, что вы смотрите именно на него, то же положение глаз будет для всего центра задней части аудитории. Да, да, из этого вытекает следующий пункт… 4.

Глава 10 Оценка эффективности выступления

Тон — выражение голосом душевного состояния говорящего, его личного отношения чувств к объекту или предмету речи разговора. Тон передает подтекст скрытый смысл , который мы вкладываем в ту или иную фразу, выражая тем самым свое истинное отношение к слушателям и к тому, о чем говорим. Все эти элементы интонации находятся в тесной взаимосвязи, дополняют друг друга, определяются содержанием речи и обусловливаются выбором говорящего, то есть целиком зависят от его речевых намерений. Интонационная, речевая выразительность является прерогативой устной речи. По словам Бернарда Шоу, «есть пятьдесят способов сказать «да» и пятьсот способов сказать «нет» и только один способ это написать». Но это вовсе не означает, что устная речь должна быть необразной. Напротив, соединение интонационной экспрессии с языковой рождает образцы истинного ораторского искусства, творения, оставившие ярчайший след в истории отечественного и зарубежного красноречия. Если мы хотим интонационно адекватно передать свой замысел, так, чтобы нас правильно поняли, необходимо уметь верно расставлять логические и психологические паузы, грамотно, осознанно использовать выразительные средства речи, умело управлять общей мелодикой высказывания.

О каком сознательном выборе выразительных интонационных средств может идти речь? Каждый ли сможет, например, сказать, чем отличается процесс речевого дыхания от обычного, физиологического процесса дыхания. Или: какие особенности надо учитывать при обучении дикционному совершенству? Оказывается, если научиться правильно дышать, легче владеть голосом в любой аудитории; слушатели разберут каждое слово оратора, если у него нормально работает речевой аппарат и т. Четкая дикция интересует нас не сама по себе, не ради какой-то абстрактной красоты речи, а с точки зрения доходчивости содержания речи. Поэтому с позиций речевой выразительности особую актуальность приобретают ясность и четкость произношения, хорошая дикция, точность ударений, возможности голоса, правильное дыхание — словом, все те составляющие, которые имеют общее название — техника речи. Техника речи — это система работы говорящего оратора, чтеца над своим речевым аппаратом.

Человек, желающий овладеть искусной, выразительной речью должен знать, какие требования предъявляет к нему исполнительское мастерство, как составляется речевая партитура, как «работает» речевой аппарат. Работа над речевой выразительностью — процесс творческий, включающий элементы поиска, находок, открытий. Мастерство выразительной речи требует от говорящего чтеца умения хорошо владеть речевым аппаратом. Помимо технической стороны интонации, исполнительное мастерство включает в себя и логическую сторону информации, а также образно-эмоциональную выразительность, отражающую в живом слове чувства, переживания, настроения, волевые импульсы. Итак, техника речи, интонационная логика звучащей речи, эмоционально-образная экспрессивность выразительность — три взаимосвязанных компонента интонации, выразительная триада, составляющая основу исполнительского мастерства, сущность которого состоит в умении «рисовать интонацией». Остановимся на технической стороне интонации. Дыхание, голос и дикция — составные части словообразования, то есть речевого аппарата в действии.

Речевое дыхание отличается от обычного, физиологического, непроизвольного, когда ритмически чередуются вдох — выдох — пауза. Речевое дыхание является брюшным диафрагмальным. Во время говорения чтения дыхание становится произвольным, сознательно управляемым и контролируемым: за глубоким вдохом следует короткая пауза, а затем медленный плавный выдох, во время которого и происходит акт говорения чтения. Правильное дыхание — это дыхание свободное лишенное напряжения , глубокое, незаметное, автоматически подчиненное воле говорящего чтеца. При этом нужно не переполнять легкие воздухом и не делать полного выдоха. Несколько тренировочных упражнений приучат делать правильные вдохи и плавные выдохи до полного произнесения нерасчленимого текста. Такие упражнения удобно проводить при чтении пословиц.

Один за всех — вдох все за одного вдох. Поспешишь — вдох людей насмешишь вдох. От правильного дыхания зависит и чистота голоса говорящего чтеца. Голос — нежнейший и тончайший инструмент, которым должен легко и свободно владеть каждый человек. Голос должен быть хорошо развитым, модулированным, достаточно громким, поэтому его необходимо беречь, упражнять, обогащать, совершенствовать, развивать. Лучшим является голос средней силы и высоты, так как он наиболее подвижен и гибок. Хорошая дикция — одно из важнейших условий выразительной речи.

Она дает возможность отчетливого звучания и быстрого понимания любого слова. Отсюда возникают неукоснительные требования не только выразительной, но и культурной речи в целом: дикционная чистота, четкость, разборчивость, а также строгое соблюдение орфоэпических норм и правил литературного ударения. По этому поводу не возможно не согласиться с К. Станиславским, утверждавшим: «Надо уметь правильно произносить звуки, слова, фразы. Научившись этому так, чтобы это вошло в привычку, — можно творить». Русская интонация дает неограниченную возможность творить, ибо отличается богатством и исключительным разнообразием, позволяет передать радость и удовольствие, восхищение и восторг, раздражение и ярость, удивление и сомнение, нерешительность и подавленность, дружелюбие, шутку и т. Средствами реализации логической выразительности звучащего текста являются расстановка логических ударений, пауз, изменение темпа произнесения речевых тактов, игра голоса.

Для создания соответствующей мелодики речи необходимо мысленно расчленить ее на части и в пределах каждой из этих частей найти логические центры и логику произнесения фразы в целом. Определяя во фразе слова, выделяемые логическим ударением силой голоса , следует установить степень силового нажима, а также наличие других компонентов интонационного выделения, присоединяющихся к силе. Приемы осуществления логических ударений подсказываются идеей речи, логикой фразы и намерением говорящего. Хорошая речь — осмысленно паузированная речь. Паузы делают живую речь естественной, четкой, выразительной. Паузы не только расчленяют речь, но и объединяют ее: слова, находящиеся между паузами, приобретают смысловое единство. Напротив, необдуманно разбросанные паузы могут либо извратить смысл фразы, либо свести его к абсурду.

Например, первую строку известного стихотворения А. Блока «О, я хочу безумно жить» часто произносят либо без пауз, либо с паузой после слова «хочу». В таком случае смысл фразы извращается. Выходит, что поэт не «безумно хочет», а хочет «безумно жить». По длительности паузы различны. Короткие паузы отделяют в предложении такты фразы. Средние по длительности паузы, называемые логическими, отделяют предложения.

Логические паузы оформляют речь, придают ей законченность, стройность. Это как бы сигналы перехода от одного предложения к другому, от одной части целого текста к другой. Иногда эти части текста в письменной речи начинаются с красной строки и выделяются абзацами. Однако дело не только в длительности перерывов в речи, но и в их содержательности. Иногда длительная пауза перерастает в психологическую, действующую как выразительное средство художественной речи и усиливающую содержание высказывания. Важным средством логической выразительности является и темп. Он замедляется либо ускоряется, благодаря растяжению или уплотнению времени, необходимого для произнесения слов и осуществления пауз.

Темп чтения зависит от жанра речевого произведения, от характера изображаемых картин, явлений. Повышениями и понижениями голоса, увеличением и уменьшением его громкости и силы, ускорением и замедлением темпа создается логическая мелодика фразы. Знакомство с важнейшими интонационными средствами не может быть самоцелью, ибо в процессе изучения курса культуры речи необходимо не только научиться владению речевым аппаратом и умению выстраивать логическую мелодику речи, но и приобрести навык чувствовать, понимать и эмоционально, образно выражать свои мысли. Эмоционально-образная выразительность живой речи не исчерпывается понятностью, интонационной логичностью. Каждое слово, вылетевшее из уст человека, кроме воли и намерения, обнаруживает его состояние. При этом каждый человек чувства свои выражает по-своему. Для того чтобы при передаче суждения мысль была максимально ясно сохранена, необходимо отчетливо видеть перед собой те образы, которые мы хотим передать своей аудитории, которыми стремимся увлечь своих слушателей.

Только так эти образы смогут «увидеть» и слушатели. В противном случае сами слова, не освещенные внутренним представлением, будут скользить мимо сознания и воображения тех, кому предназначены, и станут только сочетаниями звуков, обозначающими понятия, но смысл этих понятий и их значение выявлены адресатами не будут. Обычно картины и образы возникают в нашем воображении сразу при рождении мысли, но они не так полны и четки. При этом, независимо от того, смотрим мы на них или нет, они все равно находятся в поле нашего внимания. Мы всегда чувствуем их настроение, их ответную реакцию, которые влияют на ход нашего рассказа, стимулируют или тормозят его. Все это имеет прямое отношение и к искусству чтения, или декламационному искусству. Различие заключается лишь в том, что в речи мы отражаем свой замысел, свои намерения и конструируем собственное высказывание, а при чтении передается «чужой» текст, составленный автором.

Поэтому, прежде чем прочитать произведение выразительно, надо предварительно изучить его, понять содержание идею и замысел писателя , затем из запаса собственных знаний, наблюдений и ощущений, памяти о лично пережитом извлечь и отобрать тот материал, из которого конструируются образы, созданные автором, и только после этого преподнести слушателю. При этом произнести вслух текст так, чтобы он был понят слушателем и эстетически воздействовал на него. Но это и не возможно вообще в силу неповторимости жизненного опыта и индивидуальных особенностей. Большое значение в этом смысле приобретают различные языковые средства — эпитеты, сравнения, метафоры и т. Необходимым условием создания подтекста является умение ясно видеть выраженную в произведении жизнь, то есть представить в своем воображении все, о чем говорится в произведении: не только зрительные образы, переживания и внутреннее состояние героев, но и звуки, вкусовые и осязательные ощущения. В процессе звучания речи подтекст, говоря словами К. Станиславского, «непрерывно течет под словами текста, все время оправдывая и оживляя его».

Подтекст передается интонацией. Интонация же рождается в словесном действии, то есть целенаправленном произнесении отдельных предложений, фраз. Для того чтобы все понятое, прочувствованное, пережитое в процессе осмысления речи нашло в ней свое отражение, необходимо точно понимать ее цель. Целенаправленное словесное действие создает контакт, общение со слушателем, на которого мы стремимся воздействовать согласно своим задачам. Решение этих задач осуществляется через выполнение конкретных словесных действий. Реализуя конкретные словесные действия, мы решаем задачу произнесения каждой смысловой части и в конечном счете — всей речи. То же самое происходит и при чтении.

Слова или фразы, с их определенным значением в контексте, в живом исполнении получают различные смысловые и эмоциональные оттенки, тот или иной смысл, подтекст, который передается в исполняемом тексте. Характер подтекста определяется, с одной стороны, намерениями говорящего чтеца , его душевным состоянием, темпераментом, настроением, а с другой — намерениями автора и героя, слова которого произносит исполнитель. Логическая мелодия, темп, ритм, намерение, подтекст, словесное действие — все это объединяется в интонации — живом потоке человеческой речи. Умение создавать выразительную речь, выполняя вышеупомянутые требования декламационного искусства, называют еще умением живописать интонацией, или рисовать интонацией. Не следует забывать, что слово — возбудитель образов не только зрительных, но и эмоциональных. Надо помнить и то, что способностью увлекать и подчинять себе воображение слушателей обладает только мысль, насыщенная психологической и нервной взволнованностью. Следовательно, рисовать интонацией — это проникать в глубинный смысл текста, передавая его через живые ощущения, это технически грамотно, логически верно, зримо и эмоционально насыщенно произносить речь, возбуждая воображение слушателей и оказывая на них заражающее влияние своими чувствами и волевыми импульсами.

Подводя итог описанию выразительности речи, этого важнейшего коммуникативного речевого качества, необходимо подчеркнуть, что добиться его можно лишь при соблюдении определенных условий. Первое из них — самостоятельность мышления. Второе условие — неравнодушное отношение автора к тому, о чем он говорит и пишет. Третье условие — владение речевыми средствами интонацией и хорошее знание языка, его экспрессивных возможностей. Хорошее знание языка подразумевает владение не только такими коммуникативными качествами речи, как правильность, богатство и выразительность, но и чистота речи. Чистая речь — речь без чуждых литературному языку и отвергаемых нормами нравственности слов и словосочетаний диалектизмов, канцеляризмов, жаргонизмов, варваризмов, просторечия, вульгаризмов и пр. Сегодня проблема чистоты речи — одна из острых, ключевых проблем, волнующих не только филологов, но и каждого сознательного гражданина, патриота своего родного языка.

Развитие общей и речевой культуры человека начинается с искоренения из речи людей языковых средств, которые разрушают ее чистоту. К числу таких средств относятся диалектизмы. Диалектизмы — слова, обороты, которые являются принадлежностью не общего языка народа, а того или иного местного говора территориального диалекта. Так, для средней полосы России характерно употребление таких слов, как: порешаем проблему вм. Диалектные слова в официальной речи не только не украшают ее, но и порождают неясность мысли, путаницу понятий, влекут за собой трудность взаимного общения. В каких случаях допустимо употребление диалектизмов? Прежде всего в художественной литературе для создания реалистических образов вспомним колоритную фигуру деда Щукаря М.

Использование местных слов в произведениях продиктовано художественной целесообразностью. Правомерно употребление диалектизмов и в научно-исследовательских и иных публикациях, в которых они становятся предметом наблюдения и описания. Вне пределов художественной и специально-научной литературы диалектизмы — явление нежелательное.

Это значит, что вы постоянно настраиваете себя на то, что говорить с другими людьми приятно, более того, что это радость. Быть умелым игроком — значит изображать, то есть в определенной мере утрировать не столько чьи-то чужие черты, а свои собственные. Особенно ценен компонент игры, актерства в публичной речи. Оратор может и должен показать себя, но при этом обязан не нарушать общепринятых рамок поведения. Психологи установили, что популярность у публики создается, если отчетливо проявляются сразу две тенденции в речевом поведении оратора: 1 стремление к индивидуализации и 2 стремление «быть как все», не выходя за пределы выразительности поведения. Последовательность поведенческих факторов, влияющих на популярность ораторов у аудитории, выглядит так: 1 внешность общий облик, одежда, манера держаться ; 2 подчеркнуто женственная манера речи и всего поведения у женщин и мужественная — у мужчин; 3 выраженность индивидуальных черт — выразительность поведения, его экспрессивность и эмоциональность, при соблюдении общепринятых границ.

В ситуации непринужденной беседы, когда собеседники знакомы, равны по статусу, когда нет никаких признаков «официоза», право на речь получает то один из них, то другой. Но в жизни часто возникают такие ситуации, когда наблюдается неравноправие участников по отношению к речи, особенно ясно выражена такая иерархия при ораторской, публичной речи: право голоса на определенное условленное время передается оратору; аудитория должна выполнять собственную роль. Таким образом, право на речь в определенном смысле означает власть говорящего над слушающим, возможность управлять аудиторией. Эту возможность оратор должен реализовать. Но для этого нужно уметь играть роль «главного» в речевой ситуации, повести за собой слушателей. Это невозможно без чувства уверенности в себе. Любое сомнение, колебание, проявление неуверенности в поведении говорящего сбивает с толку слушающего: трудно доверять и доверяться человеку, который сам в себе сомневается. Это чувство знакомо и профессионалу. Его испытывали даже Демосфен и Цицерон.

Оно получило название «ораторский страх». Как же избавиться от этого чувства? Адресат речи как субъект коммуникации Ученик, педагогическое сообщество Предмет речи Ученик как субъект обучения и воспитания, особенности его деятельности, предмет изучения Обстоятельства деятельности Ситуации... При подготовке каждого конкретного публичного выступления это проявляется в умении оратора разработать концепцию своей речи. Чтобы победить страх, нужно знать его причины, считает А. Панджлова [13, с. Они могут быть связаны с индивидуальными чертами личности. Причина страха кроется в нереалистических ожиданиях — настроенности на то, что речь должна оказать какое-то необыкновенное воздействие на слушателей. Другие результаты воспринимаются как крах.

Этому способствует повышенное внимание к себе. Вызывает страх и безразличие к вам собеседника или аудитории. Собственная установка на неудачу. Важной и единственно обоснованной причиной страха бывает плохая подготовка к беседе или выступлению, незнание темы или предмета речи — некомпетентность. Вот почему необходимо наблюдение за собой и самоанализ. Это необходимо для того, чтобы выработать разумное отношение к себе в роли говорящего. Основой этого отношения должна быть реалистическая установка на благоприятный результат вашего выступления или беседы, установка на хорошее впечатление, которое вы, несомненно, произведете. Готовя себя к общению, внушите себе, что иметь возможность поделиться своими мыслям, чувствами и знаниями с собеседниками или аудиторией, это не наказание, а радость. Это одно из основных условий успеха общения и действенности речи.

Беседуя с человеком, постарайтесь разглядеть в нем хотя бы одну черту, которая вам импонирует, даже если в целом человек вам несимпатичен. Говоря публично, не забывайте, что в аудитории сидят ваши друзья или люди, которых вы уважаете. Если аудитория совсем незнакома, помните, что среди собравшихся найдутся интересные и умные слушатели. Не воспринимайте аудиторию как безликое анонимное чудовище. Начало речи должно представлять собой дружескую увертюру. Применительно к публичной речи искренность называют «ораторской честностью». Это черта, которую особенно ценят слушатели у выступающего. Чтобы заставить своего адресата верить во что-то, нужно самому в это верить. Нечестность говорящего проявляется в интонации, взглядах, мимике и т.

Ее можно увидеть и в бездоказательности суждений, недостаточности примеров и фактов, необоснованности выводов. Говоря по вопросу, который может иметь разные трактовки и решения, нельзя просто игнорировать те взгляды или концепции, которые противоречат вашим. Чем полнее и доказательнее вы сможете показать, почему именно ваше мнение правильно, тем больший эффект будет иметь выступление. Соблюдать это правило на практике довольно трудно. И все же выражать презрение, нетерпимость к чужому мнению не стоит ни при каких обстоятельствах, поскольку адресат невольно переносит их на себя, в результате может возникнуть конфликтная ситуация. Существует этика речевого общения, в частности ораторская этика, которая гласит, что с аудиторией необходимо разговаривать на равных, не забывая при этом о принципе доступности изложения. Хорошему оратору необходимо многоработать над самоусовершенствованием и своими речами. По мнению Платона, ондолжен проходить особую школу... Софисты мастерски владели всеми формами ораторской речи, законами логики,искусством спора, умением воздействовать на аудиторию.

Слово, речь логос становится объектом изучения, а риторика —... Без этого свойства оратора даже хорошо построенное выступление, прекрасно продуманная беседа теряют всякий смысл и не спасают слушателей от скуки. А поэтому избегайте говорить о том, что вам совершенно безразлично.

Взаимодействие между говорящим и слушателями носит характер субъектно-субъектных отношений. Обе стороны являются субъектами совместной деятельности, сотворчества, и каждая выполняет свою роль в этом сложном процессе публичного общения. Ораторская речь характеризуется рядом особенностей, определяющих ее сущность: 1 наличие обратной связи реакция на слова оратора.

В процессе выступления оратор имеет возможность наблюдать за поведением аудитории и по реакции на свои слова улавливать ее настроение, отношение к высказанному, по отдельным репликам и вопросам из зала определять, что на данный момент волнует слушателей, и в соответствии с этим корректировать речь; 2 устная форма общения. Публичная речь представляет собой непосредственный разговор со слушателем. В ней реализуется устная форма литературного языка. Такая речь воспринимается на слух, поэтому важно правильно построить и организовать свое выступление таким образом, чтобы его содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателем; 3 сложная взаимосвязь между книжной речью и ее устным воплощением. В процессе обдумывания, разработки, написания текста речи выступающий опирается на книжно-письменные источники, поэтому подготовленный текст - это, по сути, книжная речь. Но, выходя на трибуну, оратор должен именно произнести речь, чтобы ее поняли и приняли.

В этот момент появляются элементы разговорной речи, выступающий начинает импровизировать, опираясь на реакцию слушателей; 4 использование различных средств общения. Поскольку публичная речь - это устная форма общения, в ней используются не только языковые средства. Важную роль в процессе выступления играют паралингвистические, невербальные средства коммуникации. Таким образом, актуализируются слова крупнейшего ученого-лингвиста В. Виноградова: «Ораторская речь— особая форма драматического монолога , приспособленного к обстановке общественно-бытового или гражданского «действа». Репетиция как залог успешного выступления оратора Очень важно увидеть и услышать себя со стороны.

Помочь докладчику в этом может магнитофонная запись выступления во время репетиции, а тем более - видеозапись. Особенно отчетливо недостатки видны, если прослушивание происходит спустя несколько дней после репетиции. Известно, например, как тщательно готовился к своим выступлениям великий физиолог И. Каждую свою речь он так отшлифовывал, что после выступления, по свидетельству его учеников, ее можно было сразу сдавать в печать. Профессор Н. Рожанский описал встречу с ним незадолго перед выступлением того в научном обществе в 1913 году.

Павлов попросил Рожанского прочесть вслух написанную Иваном Петровичем речь, которую тот должен был произнести вечером. Во время чтения Павлов внимательно следил за каждым словом, стараясь представить, как оно будет восприниматься слушателями. Вечером Павлов не читал, а говорил свою речь, но, как показалось Рожанскому, говорил почти слово в слово то, что было в написанной речи. Как видим, выдающийся физиолог придавал большое значение репетиции выступления. Речь репетируют для того, чтобы не зачитывать ее. Читка не принесет успеха оратору.

Слушатели плохо воспринимают чтение текста с листа, когда отсутствует живой контакт между оратором и аудиторией. К тому же зачитывание речи у многих ассоциируется с недостаточным знанием вопроса или с общей неразвитостью. Зачитывая текст, оратор надеется донести содержание своего сообщения в наиболее полном виде. Однако при этом совершенно игнорируется эмоциональная сторона восприятия: когда докладчик погружается в чтение, слушателям трудно долго удерживать внимание, так как письменная речь и устная - это разные формы языка. Одни слушатели при этом погружаются в сон, другие - борются с ним. Интересное сравнение использовал лауреат Нобелевской премии физик Уильям Брегг, высказывая свои суждения по поводу искусства научной беседы: «Я считаю, что собрать слушателей, а затем читать им написанный материал - это все равно, что, пригласив приятеля прогуляться, спросить, не возражает ли он пройтись пешком, а самому ехать рядом с ним в автомобиле».

Если речь оратора небольшая, то запомнить ее сравнительно нетрудно. Если же большая лекция, доклад , то выучить текст не каждому по силам. В этом случае выручит прием «выступление с опорой на текст». Написанный текст хорошо осмысливается, несколько раз прочитывается в том числе и вслух , фиксируются в памяти основные моменты. Сам текст речи размечается например, цветными фломастерами : выделяются ключевые фразы и слова, фамилии, наименования, наиболее важные цифровые данные, цитаты.

Акцентируйте внимание слушателей на важных моментах. Это можно сделать при помощи изменения тона речи или использования специальных речевых оборотов «Я хотел бы обратить ваше внимание на…». Немного юмора никогда не помешает.

Главное, чтобы остроумные фразы были по теме, без использования слов-паразитов, пошлостей или просторечий. Подготовка доклада для выступления перед большой аудиторией — это достаточно сложное и ответственное занятие. Оратор должен учесть множество нюансов и критериев, по которым его будут оценивать. Воспользуйтесь советами, представленными выше, чтобы усовершенствовать ваше ораторское искусство.

Зажигай как Джобс: техника публичных выступлений от голоса до презентации

Аргументация в публичном выступлении Как повысить эффективность публичного выступления. В целом, эффективность публичного выступления доклада зависит от подготовки, структуры, коммуникативных навыков и ораторского мастерства докладчика. обсуждении темы и значительно повысит эффективность восприятия вашего материала.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий