Средняя Азия 2018 (Казахстан, Узбекистан, Киргизия) на автомобиле. Ч.1.

В этом году мы решили предпринять более продолжительную по времени и далекую по расстоянию поездку и отправились в Среднюю Азию. Идея была следующая: проехать по России до Оренбурга, пересечь Казахстан с севера на юг (от Актобе до Шымкента), оставить машину в Казахстане, пешком пересечь границу с Узбекистаном, провести в Узбекистане несколько дней, посмотреть главные достопримечательности, вернуться в Казахстан, сесть в свою машину, пересечь границу с Киргизией, далее ехать на юг Киргизии до Оша, развернуться и проехать через Бишкек до озера Иссык-куль, вокруг него посетить несколько интересных мест, съездить на высокогорное озеро Сонкель, пересечь границу с Казахстаном в Кегене, проехать Казахстан с юга на север, посмотреть Алмату, озеро Балхаш, Астану, вернуться в Россию в районе Кургана и домой по России. Наше путешествие прошло по запланированному маршруту лишь с незначительными изменениями.
Да, наш отдых изначально было задуман как бюджетный, спать планировалось в палатке с отличными видами на озера, водохранилища, горы и перевалы, а не в дорогих курортных отелях с включенными завтраками и бассейном. Детей с собой не брали, т.к. знали, что будет чертовски жарко, придется много ходить пешком по горам и городам, спать и есть, неизвестно что, где и когда.

Период: 7.07 — 02.08.2018
Расстояние: 10000 км
Затраты: 58 000 руб
Из них:
  • Россия — 10000 руб.
  • Киргизия — 15500 руб.
  • Узбекистан — 12500 руб.
  • Казахстан — 20000 руб.
Либо другая разбивка:
  • Бензин — 18000 руб.
  • Ночлег — 7000 руб.
  • Остальное (еда, достопримечательности, развлечения) — 33000 руб.
За бензин вышло так недорого, поскольку средний расход нашей Шкоды Октавии 1,4 составил 5,3 л на 100 км, а стоимость бензина в Казахстане 31 руб. На нем мы по большей части и ездили.

Россия

Выехали мы из дома 7 июля, ехали весь день. Ночевать планировали около Тольятти на Мастрюковских озерах, где каждый год проводится Грушинский фестиваль бардовской песни, разумно полагая, что там, где массово встречаются много людей пусть даже раз в год должна быть огромная поляна с ровными местами для палаток с отличным видом на реку, где, возможно, будут другие отдыхающие, ночующие в палатке. В итоге, приехав, в это место уже по темноте мы ничего из того, что ожидали не нашли. Последние километры дороги проходили мимо различных домов отдыха, заброшенных и действующих, всюду темень, деревья, заборы и тупики. Найдя кое-как, небольшую полянку с огромным деревом, мы не стали ставить палатку, переформировали вещи, постелились и заснули в машине. Половину ночи с соседней базы доносились крики болельщиков, следивших за матчем, в котором участвовала сборная России. Утром слегка перекусив, выезжая с места нашей ночевки, мы увидели и реку, и подходящие места для ночевки, и отдыхающих с палатками и очередной раз поняли, что разбивать лагерь нужно пока светло.
Весь этот день мы ехали к границе с Казахстаном. После Оренбурга у нас была запланирована остановка в Соль-Илецке, поскольку именно здесь есть несколько озер с такой же соленой водой, как и в знаменитом Мертвом море. Стоимость входа на Соль-Илецкий курорт в выходной день составила 250 руб. плюс 60 руб. парковка.
Курорт состоит из 4-х озер с разным составом воды и степенью солености. Есть кафешки, душ, туалеты, лежаки с зонтиками и абсолютно курортная атмосфера — продают сувениры, пляжные товары, люди ходят в купальниках, играет музыка, много кафе.
Соль-ИлецкВода действительно отлично держит купающихся на поверхности, утонуть невозможно, даже если захочешь. То, что вода очень соленая, становится очевидным, когда тело обсыхает и соль становится отлично заметна на теле, купальнике, любых вещах, до которых дотрагивались мокрыми руками. Я бы не стала приезжать сюда на весь отпуск, но пару раз искупаться было прикольно.
Соль-Илецк
Дальше мы поехали на границу с Казахстаном, намереваясь ночевать уже в Актобе. Но не тут-то было.
Оказалось, что не одни мы хотим перейти в этот жаркий вечер в Казахстан, а очередь из желающих тянется на пару километров. В итоге вся процедура заняла около 7 часов — и это нам еще повезло, говорили, что и по 24 часа здесь можно простоять.

Казахстан

Оказавшись, наконец, в Казахстане в 2.30 ночи мы стразу, в первом же фургончике, поменяли 5000 руб. на 25000 тенге, купили автомобильную страховку (2300 руб. на месяц), местную симкарту (200 руб.) для связи с родственниками через Ватсап. И зная, насколько придирчивы Казахские гаишники, решили не ехать дальше по темноте, а остановились в ближайшем кармане у дороги, у какого-то мотеля/кафе и опять легли спать в машине на пару часов до рассвета.
В 6 часов утра начали движение уже по Казахстану.
Приключения начинались, а виды по сторонам удивляли и поражали. Дороги на нашем пути были отличные, гаишники проезжали мимо, но так как мы ехали строго 90 км\час, проблем не было никаких. Пока…
Проезжая через Актобе, решили не обходить его по объездной, а заехать и посмотреть на Мечеть Нур-Гасыр. Она построена в 2008 году и рассчитана на 3500 молящихся.
Мечеть Нур-Гасыр
Напротив расположен бульвар Единства и Согласия, а немного в стороне — парк Первого президента. 
Бульвар Единства и Согласия
Выехав из Актобе, мы направились на юг. Нам предстояло проехать 800 км до ночевки на озере Камыслыбас, которое, вероятно, ранее являлось частью ныне сильно пересохшего Аральского моря. В этот день мы узнали, что такое «жарко». В нашей машине нет кондиционера, поэтому открытые окна и вода, а также придорожные кафе с кондиционером — вот и все, что помогало нам переносить температуру в 42 градуса в тени и 56 на солнце.
По сторонам дороги гуляют флегматичные верблюды.
Степи Казахстана
Периодически встречаются пересохшие соленые озера. Всюду степь и полупустыни.

Вечером мы успели до заката поставить палатку, поесть, искупаться.

Озеро Камыслыбас
Ночь под звездами, в абсолютно безлюдной местности прошла романтично, но тревожно. Когда в 2 часа ночи поднялся сильный ветер и чувствовалось, что где-то рядом проходит гроза, появилась мысль поехать прямо сейчас, пока не жарко, но было решено спать дальше, надо же хоть когда-то высыпаться. С первыми лучами солнца собрались и в путь.

После поворота на Байконур, где-то в районе Жосалы увидели указатель на мемориальный комплекс Коркыт-Ата, остановились посмотреть.
К комплексу от шоссе ведет мощеная дорожка.

Коркыт-Ата

Вход в комплекс бесплатный. Экскурсия обошлась нам в 200 руб.

Коркыт-Ата — это человек, который еще в 7 веке придумал кобыз — национальный казахский музыкальный струнно-смычковый инструмент. С высоты видно, что и сам комплекс выстроен в форме кобыза.

Коркыт-Ата
В этой постройке можно слышать удивительный звук, издаваемый ветром, проходящим сквозь установленные здесь трубки.
Коркыт-Ата
А на этой площадке проводятся музыкальные концерты из-за потрясающей аккустики.
Коркыт-Ата В музее можно почерпнуть более полную информацию об истории появления и видоизменении кобыза.Коркыт-Ата

Коркыт-Ата
Коркыт-Ата
К вечеру мы решили остановиться недалеко от городища Сауран, чтобы посетить его утром. Заехав в небольшое семейное кафе, разговорились с хозяином насчет еды, ночлега, жизни в целом. За 2200 руб. нам предоставили комнату с ужином и душем на улице. Познакомившись с хозяином получше, мы узнали, что у него есть брат-кум-сват в Жибек-жолы — деревеньке на границе с Узбекистаном, у которого мы сможем на несколько дней оставить свой автомобиль, пока будем в Узбекистане. Это было хорошо, так как мы и собирались оставлять его у кого-то из местных, не понятно было только, как найти надежного человека, потому что боялись, что на приграничной стоянке летом не будет свободных мест, и точно неизвестно, есть ли там эта стоянка вообще. А тут такая удача. Созвонились, договорились, отлично. Ночь в комнате без кондиционера прошла мучительно, но уже рано утром на рассвете мы снова тронулись в путь.
Ночевали здесь.

Городище Сауран оказалось всего в 5-ти минутах езды.


Это довольно обширная территория, обнесенная кирпичной стеной, местами совсем развалившейся.

Уже в такую рань здесь активно ведутся реставрационные работы, лепятся новые кирпичи, из которых воссоздают старинные постройки.


В Туркестане посетили Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи, являющийся центральным объектом музея-заповедника «Хазрет-Султан». Мавзолей построен на месте погребения Ходжи Ахмеда Асаууи, авторитетного суфийского поэта.

Мавзолей Ходжи Ахмеда ЯсавиМавзолей Ходжи Ахмеда Ясави
Вход стоит недорого, что-то около 40 руб.
Мавзолей Ходжи Ахмеда ЯсавиВход в мавзолей.

Мавзолей Ходжи Ахмеда ЯсавиОколо входа встретили интересного американца, который путешествовал на велосипеде-мопеде с двумя солнечными батареями.

Не знаю, как он переносил эту жару, но скорость его передвижения поражает. В течение двух дней мы обгоняли его три раза, т.е. он реже нас останавливался и двигался с соразмерной скоростью.

Территорию окружает высокая стена.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави
С воротами.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави

И верблюдами.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави

Весь комплекс смотрится очень колоритно, если бы только не эта жара…

На подъезде к Шымкенту случился наш самый большой в Казахстане стресс.

В очередном населенном пункте останавливают нас местные «гаишники». Началось все хорошо. Ваши права, документы, страховка. Далее — знак, аптечка, огнетушитель, наклейка RUS. Когда, оказалось, что у нас все отлично, Максима попросили проследовать в их машину для составления протокола. Оказалось, что согласно показаниям их радара, он превысил скорость на 34 км/ч, т.е. ехал 74 вместо 40. И это при том, что мы вдвоем внимательно смотрели на дорогу, я Максима на всякий случай дублировала, чтобы не было проблем. Через пару минут, муж возвращается и сообщает, что надо платить 90000 тенге, что есть 18000 рублями, либо лишение прав. Он им уже сказал, что у нас столько денег нет, а есть только 10000 тенге, они ответили, что готовы согласиться и на эту сумму. Но тут меня разобрало, говорю НЕТ, это «развод», я им денег не дам, пускай забирают права, дальше поеду я, а с правами в России как-нибудь разберемся, но Максим сомневался и предлагал отдать им все деньги, все-таки речь шла о его правах. При этом мне поговорить с ними не разрешается, т.к. за выход из машины пассажира — тоже штраф, о чем мне и было заявлено, как только я попыталась. Все это было странно. Знака, ведь, 40 км точно не было, не могли мы его не заметить, да, было ограничение 60 км, но муж и должен был ехать около 70 км/час, но не 74, которые на нашем спидометре выглядели бы, как все 80. Так как я заведывала нашими деньгами, говорю, могу дать им 500 руб., если не согласны, пусть составляют протокол. Он пошел к ним, предложил, на что они обиделись и составили протокол, но права отдали. При этом копии протокола не дали, что нам оспаривать в суде, если бы вдруг понадобилось? Дали только квитанции для оплаты, причем на сумму штрафа, соответствующую превышению скорости на 10-20 км/час — 2500 руб. Но даже его платить мы не стали, потому что это был «чистой воды развод» и вымогательство. Нарушения скоростного режима с нашей стороны не было, а подобные вымогательства, судя по интернету в Казахстане не редкость.

Единственно оставалась проблема, что если бы у Максима было повторное нарушение плюс неоплаченный штраф, то санкции были бы ужасны — лишение прав и огромный штраф. Поэтому всю дальнейшую дорогу по Казахстану, плюс последний участок пути по пересечению этой страны с юга на север водителем должна была быть я. Меня, кстати, это вполне устраивало — на водительском сиденье жара почему-то переносится легче, чем сзади.

Шымкент

Проехав, еще полчаса. В самом городе, нас заприметила еще одна машина с гаишниками. Они поехали за мной, обогнали со словами «следуйте за нами», с таким акцентом, что мы не сразу поняли, что они говорят. Проехав с километр за ними, я остановилась, где показали. Ко мне подошел инспектор, представился, попросил документы. Пока он их просматривал, я выдала заготовленную фразу — типа, какая у вас красивая страна, люди хорошие, добрые, но такая ужасная жара… На что он ответил, что имя у меня восточное — Гульнара, спросил, куда едем и пожелал счастливого пути. Вот, что значит, девушка за рулем, совсем другое отношение)))

Всю дальнейшую дорогу по Казахстану, муж сидел сзади, а я ловила удивленные взгляды окружающих, мне кажется, в Казахстане не так много женщин за рулем, особенно за пределами городов, а может из-за жары на мне было по местным меркам неприлично мало одежды.

Тем не менее, мы без дальнейших проблем, соблюдая абсолютно все ПДД, добрались до границы с Узбекистаном, встретились с родственником нашего хозяина придорожной гостиницы, оставили ему автомобиль, он еще и подбросил нас несколько километров до пропускного пункта на своей машине — очень приветливые и отзывчивые люди на Востоке. А мы отправились пешком переходить границу с Узбекистаном…

Продолжение следует…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.