Средняя Азия 2018 (Казахстан, Узбекистан, Киргизия) на автомобиле. Ч.3.

Пещера АкмешитЕсть в Казахстане где-то в 60 км на север от Шымкента загадочное место — пещера Акмешит (Акмечеть Аулие, Байдибекская впадина). Мне не удалось сфотографировать ее целиком, чтобы был понятен масштаб, но в интернете нашла отличное фото.

Это место обладает прекрасной энергетикой, может потому что здесь окунаешься в прохладу после знойной жары снаружи, либо потому что удивляешься факту, что из пещеры могут расти деревья и вылетать лесные птицы. Когда подъезжаешь к этому месту видишь только небольшие холмистые скалы.

Пещера АкмешитПройдя от парковки метров 400, вниз уходит лестница, откуда доносится пение птиц и какая-то аура гармонии, спокойствия и благополучия.

Пещера Акмешит Пещера АкмешитОщущения после посещения пещеры потрясающие, как будто мозг принял душ и теперь чистый и свежий. Вход бесплатный. На парковке люди, которые приглядывают за этим местом, угостили нас чаем и развлекли беседой.

Далее по дороге от Шымкента на восток справа начинают вставать горы, отделяющие Казахстан от Киргизии.

На заходе солнца мы начали искать место ночевки. В итоге съехали с трассы в направлении какого-то поселка и заночевали у небольшого ручья.

Утром продолжили наш путь в Тараз для перехода границы с Киргизией. Вид с дороги.

КазахстанНемного не доезжая до Тараза посетили мавзолей Айша-Биби — постройка 12 века, памятник архитектуры республиканского значения.

Мавзолей Айша-Биби Мавзолей Айша-Биби Мавзолей Айша-БибиОчень красивое оформление снаружи, многочисленные терракотовые плитки с разнообразными орнаментами. Внутрь не заходили. Перед мавзолеем цветы и просторная парковка.

В Таразе съели пиццу в кинотеатре — невкусно и дорого. Поехали на границу. Теперь машину вела я, т.к. у Максима был неоплаченный Казахский штраф, и границу в качестве водителя тоже переходила я. Это было забавно. Пограничники и с казахской, и с киргизской стороны относились ко мне с любопытством и заигрывающе, так что переход границы прошел легко и быстро.

Попав в Киргизию сразу понимаешь, что ты в другой стране. Отличаются дома, строение поселков, быт людей, природа.

Кировское водохранилище (Киргизия)

Недалеко от границы дорога пролегает вдоль Кировского водохранилища. Монументальное сооружение с узнаваемой головой Ленина в бетоне.

Кировское водохранилище (Киргизия) Кировское водохранилище (Киргизия) Кировское водохранилище (Киргизия) Кировское водохранилище (Киргизия)

Искупавшись в водохранилище, мы поехали дальше. Ночевать планировали в национальном природном парке Беш-Таш. За вход плата символическая. Читала, что до озера 47 км от Таласа по «хорошей грунтовой дороге». Я почему-то полагала, что грунтовая дорого начнется уже в самом парке, а до него километров 20 будет асфальт. На деле оказалось, что практически вся эта дорога от Таласа грунтовая. А 47 км по грунтовке — это 4-5 часов езды. Когда же дорога пошла по ущелью и справа периодически оказывался прилично высокий обрыв, а солнце бескомпромиссно садилось за горами, стали возникать мысли, типа, зачем, почему сюда, кто так составляет маршрут, когда же мы, наконец, доедем.

Парк Беш-Таш (Киргизия) Парк Беш-Таш (Киргизия)Короче, до озера мы так и не доехали. Встретив текущий по дороге очередной ручей, мы поняли, что вероятность благополучно его пересечь менее 50% и не стали рисковать. Прямо у дороги поставили палатку, попили чайку и легли спать.

Еще пока ехали, навстречу нам попадались микроавтобусы с людьми/детьми очень тепло одетыми. Учитывая, что мы приехали сюда из 38 градусов тепла, а дети в автобусе сидели в зимних куртках и шапках. Было забавно. Так вот, когда мы вышли из машины, оказалось, что в горах сейчас около 9 градусов, сразу пригодились все наши теплые вещи.

Утро порадовало завораживающими видами.

Парк Беш-Таш (Киргизия) Да, этот ручей действительно течет по дороге.
Парк Беш-Таш (Киргизия) Напротив нашей стоянки, через реку, были юрты с местными, пасущими лошадей и овец. Как только они туда забрались?Парк Беш-Таш (Киргизия)

Оказалось, что из еды у нас только бомж-пакеты, да печенки. Остальное наверняка испортилось на жаре. Можно было сварить обычные макароны, но хотелось поскорее отправиться в путь.

Посмотрели по карте, что до озера нам еще идти около 6 километров. Думали, за 3 часа сбегаем, а потом поедем в город, поесть посытнее. В итоге на водопад мы ходили 7 часов. Дорога пролегала по удивительным местам.

Беш-Таш (Киргизия)

Я хоть и шла в своей ужасной складной шляпе, все равно умудрилась обгореть.

Это еще не то озеро, но тоже красивое.

А это цель нашего пути — озеро Беш-Таш

Беш-Таш (Киргизия)

Перекусив орешками и чаем, пошли назад к машине. Где-то на полпути в стороне от дороги большая семья местных что-то праздновала — накрытая поляна, все едят, общаются. Позвали нас; мы долго не ломались, присоединились к их трапезе, пообщались. Большинство взрослых немного говорит по-русски, дети совсем не говорят. Один мальчик сказал, что у него не обычная школа, поэтому он изучает русский в школе. Вообще, детей было много, они на лето уезжают с родственниками в горы, пасут лошадей, дышат горным воздухом, так проводят каникулы. Оказалось, что у многих киргизов есть сколько-то лошадей, но они не сами их пасут, а отдают на лето их пасти в горах специальным людям за определенную плату.

Вернувшись к машине, стали собирать палатку, вещи. Подошли местные с противоположного берега реки познакомиться.

Затем двинулись в обратный путь по этой бесконечной грунтовой дороге. Дорога назад почему-то всегда кажется короче, чем туда.

Мы тогда еще не знали, что все красивые места в Киргизии находятся в конце грунтовых дорог, а заасфальтированы только главные региональные дороги, и подъезды к туристически раскрученным объектам.

Заночевали к северу от города Талас в поле рядом с проселочной дорогой. А утром направились национальный комплекс Манас-Ордо, посвященный национальному киргизскому богатырю Манасу. Экскурсию не брали, просто походили-посмотрели.

Манас-Ордо Манас-Ордо Манас-Ордо Манас-Ордо Манас-Ордо

Поднялись на гору, откуда открылся панорамный вид

Манас-Ордо
Дальше я сначала планировала проехать через Токтогул, Джалал-Абад, Узген, Ош до памирских гор. Но, узнав, что вероятность найти 95-й бензин в тех местах очень невысока, да и по времени на это понадобилось бы дополнительно 5 дней, а Максим и так уже ныл, когда же будет Иссык-куль и поедем домой. Пришлось сокращать маршрут.

Проехали через перевал 3326 метров. Снег еще лежит.

Киргизия

На плато, за которым тоже живут люди.

Проехали Чычканское ущелье длиной 30 км, очень красивое и живописное. Подвезли местного, который показал нам отличное кафе, в котором готовят форель. Съели очень вкусную свеже-выловленную и зажаренную при нас форель за 500 рублей.

К Токтогульскому водохранилищу подъехали после обеда.

Токтогульское водохранилище

Моя камера не смогла передать удивительный бирюзовый цвет воды.

Очень впечатляет.

Зная, что это шоссе (Бишкек — Ош) очень красивое, ехали дальше. Но в районе Нарынского каньона стоит пост, где надо заплатить 450 руб. за проезд по туннелю. Дело уже было к вечеру. У нас был план А — заночевать на озере Сары-Челек. Но для этого еще предстояло 50 км по трассе и опять 45 км по бездорожью, что может растянуться очень надолго, а солнце уже близится к закату. Прикинули, что не успеваем добраться до озера, развернулись и вернулись на водохранилище. Выбрали отличное место у воды, накупались, отдохнули и легли спать с видом на воду.

Токтогульское водохранилище

Утро, солнце, стрекозы и нет людей. Красота!

Токтогульское водохранилище Токтогульское водохранилище
Позавтракав, выдвинулись в сторону Бишкека. Широкие просторы, завершающиеся горами, смотрятся очень величественно.

Местные жители повсюду продают кумыс, куурдак, курут. Для городского жителя это непривычный вкус, где-то даже слишком натуральный для нас, питающихся из супермаркета.

Цветут полевые травы

Забираясь на перевал, с каждого витка серпантина открывается свой вид, которым не успеваешь любоваться, особенно за рулем.

Дороги все-таки не европейские, здесь мало оборудованных мест для любования видами, а останавливаться у обрывов и мешать другим проезжающим, опасно.

Добрались до туннеля Колбаева, плату за проезд по которому с нас возьмут спустя много километров дальше по шоссе.

Сам туннель — темный, старый, с разбитым дорожным полотном, узкий. Когда подъезжаешь к выходу из него чувствуешь облегчение. Зато после него — отличное место. Справа — горный, освежающий ручей.

Слева — видна уходящая в пропасть дорога бесконечного спуска.

Дорога в конце спуска.

Справа по ущелью течет бурная горная речка.

Сам Бишкек город небольшой. Заасфальтированы только несколько главных улиц. Мы здесь задерживаться не стали, поели в кафе и поехали в национальный парк Ала-Арча. Приехав вечером, мы удивились тому, что поставить палатку совершенно негде. Еще дома мы думали, ну раз национальный парк, там будет что-то типа кемпинга, просторная поляна или что-то типа того. В реальности дорога в парк окончилась обширной парковкой и шлагбаумом. Прошлогодний опыт в Домбае нас, видимо, ничему не научил. Но мы, недолго думая, расстелили нашу постель в машине, благо уже было темно, перекусили и легли спать.

А утром уже отправились на осмотр водопада, до которого 4 км пешком вверх.

Дорога все время поднимается вверх.

Дорога разбита на три участка, на каждом из которых имеются таблички с информацией о том, где вы находитесь и сколько еще осталось до цели. Кто-то идет до водопада, как мы, а есть еще маршрут до хижины Рацека, это еще 600 метров сильно вверх.

Путь непростой, но очень красивый и физически полезный. На тропе много туристов из разных стран. Водопад уже близко.

А это вход в парк днем.

Из этого парка направились в еще более раскрученный парк — Иссык-Ата, в котором есть источники, лечебницы и здравницы. В результате — народу очень много, цены в кафе ломовые, смотреть особо нечего. Опять спали в машине(( Сходили только на местный водопад 1,5 км.

По живописным дорогам поехали дальше.

Посмотрели на башню Бурана, около которой стояло много экскурсионных автобусов.

Башня Бурана
Сегодня наша цель — Иссык-куль. Ландшафт по сторонам удивляет и завораживает.

И вот оно — озеро Иссык-куль.

Иссык-куль

Первое наше место стоянки — на южном берегу в районе Оттука.