В Крым на автомобиле

Тропы Голицына в Новом свете
В этом году мы с детьми решили продолжить традицию сентябрьских поездок на Черное море и запланировали поездку в Крым. Но так как в Крым пока не добраться по железной дороге, я купила билеты на поезд до Анапы, а оттуда мы уже на арендованной машине объехали Крымский полуостров по кругу. Проехали по Крымскому мосту, прогулялись по тропе Голицына, посетили Массандровский дворец, дворец Дюльбер, Ласточкино гнездо, пещерные города Магнуп-Кале и Чуфут-Кале, Бахчисарайский парк миниатюр, в Балаклаве открыли для себя пляж с чистейшей водой, поднялись на гору с крепостью Чембало и видом на бухту. Надолго мы поехать не могли, все-таки надо учиться, поэтому постарались уложиться в 5 дней, как обычно «галопом по Европам». Снова поехали без Максима, сугубо женской компанией.

Время поездки: 06.09 — 14.09.19

Затраты (на троих на 7 дней): примерно 52 000 руб. Из них:

• билеты на поезд 12 720 руб. (плацкарт, детям скидки 50% как школьникам);
  • аренда автомобиля 1900 х 5 + 500 (мойка) + 4 000 (бензин) = 14 000 руб.
  • жилье — 9 000 руб.;
  • питание, развлечения (аквапарк, входы в музеи) — 16 000 руб.

Маршрут по Крыму на автомобиле

Поезд прибыл в Анапу рано утром, было еще темно. На такси доехали до нашего отеля в Витязево. Повезло, что в 7 утра администратор уже проснулся, оставили вещи и пошли на море. Мы планировали этот день посвятить аквапарку, а утром следующего дня, отдохнувшими, рвануть в Крым. Море было довольно чистое, но из-за сильного ветра и утренней прохлады мы в него не заходили. Позавтракали, погуляли по туристическим улочкам Витязево, дождались открытия аквапарка. В аквапарке «Олимпия» мы уже были пару лет назад, нам понравилось, решили освежить воспоминания. Гисметео обещал + 26, солнечно, но по ощущениям было много меньше, видимо, из-за сильного ветра.

Аквапарк "Олимпия" в Витязево Аквапарк "Олимпия" в Витязево Аквапарк "Олимпия" в Витязево

Покатались отлично, правда немного замерзли. Бассейн в этот раз не подогревался, в душе тоже была только прохладная вода.

Вечером Анапа смотрится неплохо, везде огни, работающие аттракционы, гуляют отдыхающие.

Утром приехали арендовать наше авто. Где-то за неделю до поездки я созванивалась с прокатной конторой «Прайм» и забронировала Рено Логан на 5 дней. Машин с механической коробкой передач уже не было, поэтому взяла автомат. Логан обошелся нам в 1900 руб/сутки + 500 руб. за мойку после возврата + 5000 руб. залог. Эта контора «Прайм авто» мне очень понравилась, все четко, быстро, по-честному. Договор подписали, машину проверили, акт составили, зафиксировали изъяны, ключи получили, можно ехать. Сначала ехать на автоматической коробке передач немного не привычно, все время хочется переключить передачу, но минут через 15 привыкаешь и начинаешь просто кайфовать. Загрузили вещи в багажник, включили в телефоне навигатор, и можно было ехать, куда душа пожелает. Это очень здорово путешествовать именно на машине — ни отчего или кого не зависишь, полная свобода. А другие преимущества автоматической коробки я в полной мере оценила позже, когда приходилось парковаться/выпарковываться или разворачиваться в горных крымских городках — в Ялте, Гаспре, Кореизе на дорогах с неслабым уклоном. На автомате в таких случаях очень удобно, машина никуда не скатывается, не надо газовать, одновременно отжимая ручник..

Рено Логан "Прайм авто" в Анапе

Пейзажи по дороге к Крымскому мосту.

Дорога к Крымскому мостуОт сильного ветра кусты гнулись, машину слегка сносило. Т.к. невозможно было открыть окно, мы научились пользоваться кондиционером.

На Крымском мосту запрещено останавливаться, поэтому все фотографии на ходу. На отмелях очень много чаек.

Крымский мост

Слева неоконченный железнодорожный мост.

Далее на многие километры однотипный скучный пейзаж. Дети спали, я наслаждалась машиной и дорогой.

Перед Приморским мы свернули к морю и в Береговом остановились пообедать и искупаться.

Столовая в Береговом (Крым)

Но море бушевало и никто глубже, чем «по колено» не заходил. Мы тоже не стали.

Море в Береговом (Крым)

Затем доехали до Судака. Хотели посетить Генуэзскую крепость, но в этот день там проводился какой-то спектакль, поэтому цена за вход возросла втрое. Мы решили сходить в крепость на следующий день по обычной цене. А пока заселились и пошли к морю. Эх, надо было захватить купальники, потому что такой полный штиль без запрета на купание мы еще не скоро увидим.

Судак Судак

На набережной Судака вечером жизнь кипит. Погуляли, полюбовались закатом и пошли домой.

Утром следующего дня мы поняли, что если идти и в крепость, и на Голицынскую тропу, то на какой-то из них придется жариться в обед на солнце, поэтому решили крепость вычеркнуть и поехали на тропу в Новый свет. Ехать туда недолго, дорога живописная, но узковата. Местами было страшновато разъезжаться с туристическими автобусами.

Утром на пляже Нового света еще можно было купаться, когда мы вернемся с тропы, спасатели запретят всем заходить в воду.

Пляж Нового света

Тропа Голицына начинается правее пляжа и идти по ней осенью сплошное удовольствие, в меру жарко и солнечно. Пешеходный маршрут длиной более 5 км начинается с вырубленной в скале тропы.

Тропа Голицына (Крым)

Проходит через грот Голицына.

Далее вдоль Синей бухты.

Можно пройти на мыс Капчик, в котором расположен грот Шаляпина, но он теперь закрыт, и мы не пошли, можно возвращаться в Новый свет по другой дороге. Удивительно, но когда в Судаке и Новом свете море прилично так штормит, правее мыса Капчик в Царской бухте — абсолютный штиль. Возникло огромное желание там искупаться, но, оказалось, чтобы туда пройти, надо сначала вернуться в Новый свет, а оттуда еще 1 час идти в сторону этой бухты. Посовещавшись, мы решили ехать дальше.
Тропа Голицына (Крым)
Позже, обедая в столовой, и далее при движении на запад по полуострову Крым, мы стали замечать, что цены на все становятся выше и выше.

От Судака до Алушты мы ехали вдоль моря. Дорога очень красивая, но сколько же на ней поворотов.

Дорога из Судака в Алушту Дорога из Судака в Алушту Дорога из Судака в Алушту
Добравшись до Алушты, мы сначала пошли в Массандровский дворец. Мне казалось, что вход туда стоил 100 руб., но на кассе сказали, что бесплатно. В сам дворец не стала покупать билеты, потому что интерьеры там обычные, а наш бюджет довольно ограничен.

Еще часто в подобных местах бывает так, что от достопримечательности получаешь тем бОльшее удовольствие, чем дешевле она обходится.
Погуляли вокруг дворца, полюбовались садом.

Обойдя там все, что можно за наше «бесплатно», мы поняли, что если поспешить, успеем сегодня еще и Ласточкино гнездо посетить. Музей в нем работает до 19.00. А хотелось там увидеть какую-то супер известную картину с закатом или лунным светом, которая только в этой галерее поражает зрителей игрой света и тени.
Быстренько доехали, быстро нашли парковку, спешно пробежали весь километровый путь до замка, прибежали в 18.35. Но оказалось, что замок закрыт на реконструкцию, поэтому опять можно все смотреть только снаружи. Прочитали информацию на стендах об истории замка, довольно интересно. И пошли искать, где поесть. В первом кафе цены на все стартовали от 400 руб. У продавщицы сувениров спросили, где поблизости можно поесть вкусно и недорого. Она нас проводила в «отличное» кафе, где мы взяли борщ за 280 руб. (по вкусу ничем не отличался от столовского за 90 руб.), чебурек за 280 руб. (тоже ничего особенного), чайник с чаем за 150 руб. Хлеб за 150 руб. брать не стали, так как вчера в Судаке покупали его же за 30. Что-то разучилась я питаться в подобных заведениях — все мне не вкусно, дорого и стол какой-то засаленный. Решили вечером дома докидаться обычной едой из магазина.

На Букинге цены на жилье здесь стартовали от 1700 руб., против 900 руб. в Анапе. Выбрали ближайшее жилье в Гаспре за 1800 руб., забронировали, поехали по указанному адресу. Где-то за 800 метров до нашего места назначения, дорога стала узкой и однополосной, постепенно взбираясь на гору несколькими поворотами, с крутым скальным обрывом с одной стороны. Я немного задумалась о том, как мы будем разъезжаться на этой дороге со встречной машиной. Но выбора особого не было, пришлось ехать. Добрались до нашего гостевого дома, заселились, сходили в местный магазин, купили пельмени, сметану, вкусности к чаю; наелись досыта и гораздо дешевле, чем в том кафе.

В нашем гостевом доме лежала папка с предлагаемыми экскурсиями. Так там экскурсия в пещерный город Чуфут-Кале на 1 человека стоила 5500 руб. Какие-то дикие цены в Ялте!

На следующий день поехали в Дворец Дюльбер. На его территории сейчас расположен санаторий. Вход стоит 100 руб., платить надо охраннику, зайдя с ним в будку, в стороне от камеры, чтобы он не спалился)).

Дворец любопытный, но не более того.

Дворец Дюльбер Дворец Дюльбер Дворец ДюльберНа территории как в ботаническом саду подписаны названия растений, дорожки, ступеньки, все ухожено. Но на море все строго — в воду заходить нельзя, спасатели в рупор ругаются.

Море санатория ДюльберНа этом мы с дворцами закончили, дальше решили налегать на природные красоты. Пещерный город Мангуп-Кале расположен недалеко от поселка Терновка. Припарковались, подошел молодой человек и предложил поехать наверх на Уазике, так как в варианте «пешком» надо идти 900 метров круто вверх в гору, на горе еще много ходить пешком по плато, а затем 1,5 км вниз. Уазик стоит 2000 руб. в одну сторону или 2500 руб. туда-обратно. От второго варианта он нас отговаривал, рекомендовал погулять, спокойно все осмотреть и вниз спуститься самим, все же не наверх лезть. Мы перекусили, переоделись, взяли все необходимое и поехали. Сначала все было круто, мы на джипе, ветер раздувает волосы, машину приятно потряхивает на кочках, но была пара адреналиновых моментов, когда расстояние между дорогой и пропастью сократилось до 20 см. Да и дорогой это сложно было назвать, скорее русло пересохшего ручья или узкая канава, не думала, что машина в принципе здесь сможет проехать. Но водитель — молодец, профессионал. Еще метров 150 пешком и скоро мы будем на вершине.

Мангуп-Кале (Крым) Мангуп-Кале (Крым)

На верху нас ждало широкое плато с подземными пещерными домами, развалинами старинной стены и безграничными просторами.

Мангуп-Кале (Крым) Мангуп-Кале (Крым) Мангуп-Кале (Крым) Мангуп-Кале (Крым) Мангуп-Кале (Крым)Не знаю, сколько народов в свое время проживали в этих пещерах, но место действительно шикарное, особенно если тебе не надо ездить каждый день на работу в соседний город. На плато есть два больших родника: мужской и женский.

Мангуп-Кале (Крым)

Дорога вниз к людям заняла у нас 45 минут тревожного ожидания, идем ли мы в нужном направлении, или упремся в непроходимое что-нибудь в конце. Шли, вроде, по тропе в Maps.me, но смущало полное отсутствие каких-либо указателей а также встречных, чтобы спросить дорогу.

Мангуп-Кале (Крым) Мангуп-Кале (Крым)

Очень обрадовались, когда наконец вышли к людям. Пройдя по этой дороге вниз, стало очевидным, что ехать на Уазике наверх было очень правильным решением.

Изначально ночевать планировали в Балаклаве, но цены там стартовали от 4 тыс. руб., стали смотреть Севастополь, чтобы поутру посетить еще что-то военное. Вот тут и случился мой единственный прокол за всю поездку. Пока я рулила, дети нашли на Букинге подходящий хостел с хорошими фотографиями и нормальной ценой, но я не учла специфику Крыма и не догадалась, что цена — 400 руб. с человека подозрительно мала. В итоге мы приехали в хостел, который располагался в новеньком жилом комплексе с красивыми дизайнерскими домами, детскими площадками, современной инфраструктурой. В холле хостела тоже было все нормально. Заплатили, прошли дальше. А там — типично дешевый хостел с рейтингом 6-7 баллов на Букинге. Я в такие никогда не селюсь, рейтинг 8 — это самый край. Проблема в том, что в Крыму Букинг привычным мне образом не работает, им вообще можно пользоваться, только если поставить галочку, где указана цель путешествия «по работе». А в этом случае рейтинг отелей/хостелов не показывается. В итоге — грязная посуда, очень дешевый, разбитый интерьер, дурацкая планировка помещений, хлопанье дверями, телевизор, который слышно даже в спальне, совершенно «не мой» контингент проживающих. Но делать нечего, деньги мне точно никто бы не вернул, жить в принципе можно, постель чистая, в ванной есть горячая вода, легли спать. Отрицательный опыт, тоже опыт.

А с первыми лучами солнца, мы рванули из Севастополя на море в Балаклаву, не хотелось мне больше местных достопримечательностей.

Приехали еще с рассветом, прошлись вдоль причала с яхтами и полезли на гору к Крепости Чембало.

Крепость Чембало в БалаклавеКрепость Чембало в Балаклаве

Чем выше забираешься, тем красивее становятся виды. Читала, что Балаклавская бухта — одна из самых живописных в мире. Я других не видела, мне трудно судить.

Балаклавская бухтаНо, как по мне, то вид на море симпатичнее.

Море в Балаклаве Море в Балаклаве

В Балаклаве купаться негде, а нам хотелось еще немного моря напоследок. Посмотрели расписание местного катера и решили сплавать на Серебряный пляж. Отправление каждые полчаса, 100 руб. с чел. в одну сторону.

И совсем не пожалели. Пляж отличный. Я на Черном море нигде не видела такой прозрачной воды. На дне крупные камни, медуз нет, вода чистая, теплая (относительно).

Серебряный пляж в Балаклаве

Накупавшись, поехали дальше, в Бахчисарайский парк миниатюр. Билет стоит 300 и 500 для детей и взрослых соответственно. В цену также входит посещение местного зоопарка и мультипарка. В парке представлены миниатюрные копии всех достопримечательностей Крыма. Экспонатов много, каждый сопровождается табличкой с информацией о нем и кнопкой для включения аудиоозвучки.

Бахчисарайский парк миниатюр Бахчисарайский парк миниатюр Бахчисарайский парк миниатюр Бахчисарайский парк миниатюр

В мультипарке очень много фигур мультяшных героев и небольшие батуты. Прикольно, что некоторые животные из зоопарка свободно разгуливают вместе с посетителями по дорожкам парка, можно их разглядеть получше и даже какого-то погладить.

Бахчисарайский парк миниатюрТак, мимо нас прошла группа тонконогих птиц, маленькие кабанчики, утки, гуси. В зоопарке очень много разных животных и птиц — ламы, тигры, рыси, медведи, бобры, лисы, волки, верблюды, бараны, зебры, ослики и другие.

Но самыми забавными мне показались сурикаты. Работник зоопарка убирался на их территории, а они так смешно от него прятались. Как только он отходил от ведра, они подкрадывались, любопытно заглядывали в мусор, потом шустро разбегались, прятались и снова выходили. Очаровашки! Дружные и дико шустрые.Бахчисарайский парк миниатюр Бахчисарайский парк миниатюр Бахчисарайский парк миниатюр

После парка мы поели в местном кафе и поехали посмотреть Монастырь, вырубленный в скале. На самом деле, оценить красоту и масштаб этого сооружения сложно, находясь так близко к нему. Наверно, вид был бы внушительнее с квадрокоптера или на некотором отдалении.
Свято-успенский мужской монастырь в Бахчисарае
Оказалось, что пещерный город Чуфут-Кале находится прямо по этой же дороге, только дальше на 600 метров. Сегодня уже солнце садилось, решили вернуться завтра утром и посмотреть заново монастырь и пещерный город.
Ночевать остались недалеко от Балаклавы в с. Залесное в колоритном гостевом доме с отличным видом на горы. Утром вернулись к монастырю. Не поняла, как называется монастырь на нашей стороне скалы, но на противоположной скале есть тоже очень красивый монастырь.Монастырь в Бахчисарае
Внутрь монастыря заходить не стали, не хотелось тревожить уединившихся от мирской суеты отшельников, пошли к пещерному городу. Дорога к нему отличная, асфальтовая, большая часть проходит в тени деревьев. В конце пути метров 100 надо подняться в гору. Поднявшись, можно гулять по обширной территории, вход — 100 руб. со взрослых.

Сколько же надо проехать, чтобы в каменной породе получились такие колеи.
Пещерный город Чуфут-Кале
С горы открываются чудесные виды.

После осмотра Чуфут-Кале, мы решили выдвигаться в сторону Анапы, так как на следующее утро в 9.00 мы должны были вернуть машину. Сначала я хотела остановиться в Феодосии, искупаться, зайти в музей Айвазовского. Но пока ехала, передумала и решила доехать до Анапы, остановиться там, чтобы с утра не вставать в 5 утра и не гнать потом, нервничая, что не успеем вовремя. Доехали без происшествий, трасса Симферополь — Керчь новая, с отличным покрытием, разделительной полосой. Но по всей длине дороги знаки ограничения скорости 60 км\ч и камеры, что очень неприятно, особенно потому, что остальных это совсем не останавливало, они, наверно, знали, что камеры не работают. А я одна честно старалась соблюдать и постоянно следила, чтобы не превысить 79 км\ч.
Утром последнего дня сдали машину, получили залог, пошли искупаться напоследок в море. Вода оказалась теплая, прозрачная, чистая, мы даже удивились. Я почему-то считала Анапу каким-то третьесортным курортом. Но, когда мы сели в такси и разговорили водителя. Он рассказал, что не все так гладко. Канализация города сливается в море по трубе, уходящей на сколько-то метров вглубь моря. Так в пару месяцев назад — в июле случилась какая-то авария и что-то вылилось в море, вследствие чего в больницы с различными отравлениями попала куча народа. Появилось желание хорошенько помыться с мочалкой и мылом после такого купания, что мы и сделали, и поспешили на поезд.

По результатам поездки могу подытожить, что Крым — очень красивое и оздоравливающее место. Не зря здесь жили и творили многие одаренные личности. В Крыму много природных красот, богатых дворцов, развлекательных мест и прекрасное море.

Удивительно, но когда море штормит на большей части побережья, остаются бухты, в которых можно найти абсолютно спокойное море, как Царская бухта в Новом свете или Серебряный пляж в Балаклаве.

При этом стоит учитывать, что при движении в сторону Севастополя цены начинают прилично так повышаться. Мы это проверили на каше. В Анапе каша в кафе стоила 40 руб., в Новом свете — 80 руб., в Алуште — 200 руб., в Гаспре — 250 руб. Это, конечно, зависит от уровня заведения, но тенденция прослеживается.