Москва — Владивосток на автомобиле. Часть 4. Приморье

Бухта ВитязьДля меня Приморье — это не просто один из 85 регионов России, но и моя Родина. Здесь я прожила все свое осознанное детство — 9 лет. При этом, за эти годы я не увидела и 5% всех красот; а за все последующие — очень соскучилась по родным местам.

В Приморье прекрасно абсолютно все, кроме дорог: удивительно сочная зелень кустарников и трав, мягкий влажный климат, неприлично огромные пауки-крестовики, живительно-полезные растения (лимонник, женьшень), красивые полевые цветы, добросердечные люди, близость моря, непредсказуемость погоды — всего этого мне очень не хватает в Подмосковье.

В Приморье я хотела бы осмотреть все, куда только можно добраться на машине, но, как известно, погода и время всегда вносят в наши планы свои коррективы. Мы смогли посмотреть около 2/3 того, что первоначально планировали.

С трассы на Владивосток мы съехали в районе Спасска-Дальнего и поехали на восток в сторону моря. Сначала я хотела доехать до Сихотэ-Алинского заповедника, но асфальтовая дорога проложена только до Рудной Пристани, поэтому мы и начали свое знакомство с Приморьем именно с нее.

Рудная ПристаньСамые интересные объекты этого места — мыс Бринера и кекуры Два брата.

Маяк Бринера. Рудная Пристань
К маяку на мысе Бринера есть тропинка, можно подняться наверх. Оттуда открываются отличные виды.
Маяк Бринера Мыс Бринера
18 день. Проснувшись утром, погуляли по берегу, сходили к маяку.
Кекуры Два братаМорская капуста Цветы Приморья
Дальше поехали в следующую локацию — Веселый Яр. Это в 200 км от Рудной Пристани. Погода +21. Вода +13. Но люди купаются)
Веселый Яр
Место для палатки нашли легко — на песчаной косе рядом с другими такими же любителями моря и палаточного отдыха.
19 день. Утром планировали сходить на мыс Балюзек (10 км). Но до самого мыса где-то четверть пути не дошли, поленились, слишком жарко и влажно с непривычки.
Залив Владимира
Перекусили на берегу и пошли назад. И такие дороги в Приморье есть.
Приморье
После обеда все заволокло туманом, начался дождь, но отдыхающие рядом дети все равно купались. Как?))
Веселый Яр
20 день. Утром попытались в соседней бухте найти грот, имеющийся в Maps.me, но не нашли.
Бухта Западная Бухта Западная
Шикарная медуза)
Медуза Приморья
Нашли интересное место с крупными валунами.
Бухта ЗападнаяБухта Западная
Бухта ЗападнаяНабрали воду в роднике и поехали дальше. Должны были за день доехать до Находки, это километров 250. Судя по картам, эта дорога точно должна была быть асфальтированной. Но по непонятным причинам на всем протяжении от Ольги до Находки местные дорожные службы сняли асфальт везде, кроме деревень, оставив хорошую прогрейдеренную грунтовку из крупных камней. Местные носились по ней с дикой скоростью. Но, когда мы разгонялись хотя бы до 50 км/ч, внутри нашей машины все металлические детали начинали как-то неприятно звенеть. А так как любую деталь для починки Шкоды в этих краях пришлось бы ждать как минимум неделю, мы не стали рисковать. И пришлось нам тащиться медленно и нудно по этой бесконечной дороге. Из-за нашей черепашьей скорости мы как-то догнали бегущую вдоль дороги собаку и, когда поравнялись с ней, по кисточкам на ушах поняли, что эта была рысь)).
Дороги Приморья
На очередном небольшом перевале у нас пробило колесо. Поэтому пришлось выкладывать все из багажника, доставать запаску. Людей в этих местах вообще немного, практически нет. Зато именно в этом — Лазовском районе, наибольшая популяция амурских тигров. Помогая Максиму менять колесо и периодически поглядывая в «джунгли», было немного трепетно. Хотя умом осознаешь, что шанс встретить амурского тигра в этом месте практически никакой, но думается, а вдруг я — тот самый «баловень судьбы»))
Дороги ПриморьяАмурский тигр
Как мы не надеялись, что за следующим поворотом/деревней асфальт появится, но чуда все не происходило). Ближе к вечеру около поселка Лазо стали искать ночевку. Из-за обилия тигров в этом районе и, так как мы обычно спим в палатке, в целях безопасности хотелось бы ночевать поближе к людям. Поэтому поставили палатку на окраине деревни, убедившись у ближайших жителей, что они не против.
21 день. Утром в местном шиномонтаже заклеили колесо и выдвинулись дальше. Грунтовка кончилась где-то перед Партизанском. Как же приятно было снова ехать по асфальту.
Дороги ПриморьяМестные — молодцы, в начале асфальта поставили мойку для машин и бургерную кафешку. Можно вкусно поесть, пока твоя машина моется.
В Шкотово заехали в Сафари-парк. Тот самый сафари-парк, в котором была история с тигром Амуром и козлом Тимуром. Посетители парка ходят по специальным, приподнятым над землей, металлическим лестницам — рядом с хищниками, а дальше — просто по дорожке, рядом с копытными, кабанчиками и птицами.
Тигр Амур
Сафари-парк в Шкотово
Парк предлагает три вида экскурсий — Парк тигров, копытных, леопардов, гималайских медведей, Парк хищных зверей и птиц, Парк львов. Стоимость: парк тигров+ по 450 руб, парк хищных зверей и парк львов — по 300 руб.
Место очень даже стОящее. Здесь действительно интересно не только детям, но и взрослым. И цена довольно демократичная, по сравнению с 1000 руб. за сафари-парк в Крыму.
Амурские тигры — великолепные животные. Когда не встречаешься с ними в естественной среде. Экскурсовод обо всех животных интересно рассказывает, выдает корм тем, кто хочет покормить копытных с рук. Можно было даже где-то купить мясо для тигров и покормить и их.
Вечером ночевали на Шаморе. Это бухта недалеко от Владивостока. Здесь меня накрыла ностальгия. Немного трепетно спустя 25 лет вернуться в место, в котором ты проживал в палатке один месяц каждого лета на протяжении всего своего детства. То, что может изменить человек — сильно изменилось, но море, пляж, песок и окружающие горы погрузили меня в медитацию))
Шамора
За день проехали 230 км. Погода +22, +17.
22 день. Утром выехали к Токаревскому маяку. Я почему-то была уверена, что к нему можно пройти. Оказалось, что нет. Но, место все равно классное, идеальное для «посидеть пару часов в одиночестве», любуясь восходом/закатом/морем.
Маяк Токаревская кошка Маяк Токаревская кошка Маяк Токаревская кошка Маяк Токаревская кошка Маяк Токаревская кошка
Забавно, но именно хождение по воде до маяка нам в итоге и запомнилось больше всего. А еще — придумать способ снять джинсы так, чтобы при этом выглядеть прилично)
Дальше поехали на остров Русский. Доехали до конца асфальта, оставили машину и пошли пешком до мыса Тобизина. По дороге хотели посмотреть Форт №11 Князя Святослава Игоревича. Но не нашли к нему тропинки, да и змей в высокой траве побоялись.
В бухте Карпинского было довольно много машин, подумали, что, наверно, место хорошее, решили здесь искупаться, когда вернемся с мыса.
Бухта Карпинского
Тропа до мыса длиной около 4 км. Была суббота, поэтому туда/обратно шло довольно много народу. Как и все Приморье, это место очень красивое. Фотографии не могут передать морской ветер, свежий воздух, бескрайние просторы, полное ощущение свободы и обалденную красоту вокруг.
Дорога к мысу Тобизина
На оконечности мыса люди устраивают пикники, купаются, загорают, а также плавают на каяках и байдарках.
Когда вернулись к машине, еще хотели немного приобщиться к военной истории. Дошли до Парка Патриот с Ворошиловской батареей, но он оказался закрыт на реконструкцию. Посмотрели по карте, что на выезде с острова есть Новосильцевская батарея, поехали туда.
Новосильцевская батарея на острове Русский Новосильцевская батарея на острове Русский Новосильцевская батарея на острове Русский Русский остров
Ночевали снова на Шаморе.
За день проехали 70 км. Погода +21.
23 день. Утром, несмотря на прохладу (+17) искупались в море, все-таки хотелось вспомнить детство. Я поняла, почему Шамора считается лучшей бухтой для купания — песчаный пляж, удобный заход в море и чистая вода без водорослей. Наша вчерашняя попытка искупаться в бухте Карпинского стала полным фиаско. Эти плавающие в воде водоросли, которые с каждым движением воды облепляют твои ноги. Уххх…
А дальше сначала заехали в соседнюю Стеклянную бухту, известную тем, что ее пляж состоит из отшлифованных морем кусочков стекла.
Стеклянная бухта во Владивостоке
Бухта как бухта, не впечатлила.
Пока мы ехали до Андреевки, погода испортилась настолько, что даже желания снять куртку не возникало. В Славянке мы купили ноги огромных крабов и креветки, съели их на берегу с видом на море.
Затем убедились, что лотосы на озере еще не расцвели, и поехали дальше.
Андреевка в Приморье
Андреевка — это популярное место отдыха местных. Здесь есть домики, инфраструктура, курортная атмосфера.
Нашей же целью была бухта Витязь с ее затонувшими кораблями и возможностью пеших прогулок до бухты Теляковского, бухты Астафьева, маяка Гамова.
Бухта Витязь
Бухта ВитязьНемного прогулялись по берегу под мелким дождиком, мы слегка подмокли, посмотрели прогноз погоды на ближайшие дни и поняли, что если продолжать жить в палатке, то в ближайшее время у нас просто кончится вся сухая одежда. На ближайшие два дня обещали +18 с постоянным круглосуточным дождем. Пешие прогулки и любования красотами отменялись, а если снять домик и сидеть в нем больше трех часов, то это доканает кого угодно. Поэтому, как это было не обидно, но было принято решение отложить это красивое место на другой раз и выбираться из Витязя пока грунтовую горную дорогу от дождя не развезло окончательно и по ней еще можно проехать.
Выехали благополучно и ночевали с другими палаточниками, немного не доезжая до Зарубино.
Бухта Троицы
Всю ночь шел дождь, дул ветер.
24 день. Утром пока собирали вещи и палатку, грузили все это в машину, промокли почти полностью. Голодные, невыспавшиеся, промокшие и замершие, мы перекусили чем пришлось, включили отопление в машине и поехали дальше. Через час дороги у нас еще раз пробило колесо. Под мерзким мелким дождиком снова достали все вещи из багажника, запаску и стали менять колесо, параллельно подогревая чай.
Природа Дальнего востока
В Приморье я бы хотела проехать еще дальше до Посьета или Хасана, но такой прогноз погоды убивал все планы на корню. Получается, Андреевка стала крайней точкой нашего путешествия и дальше мы понемногу возвращались домой.
Забавно, но уже в Раздольном погода стала солнечной, а в Уссурийске, т.е. в 50 км от моря, стояла жара в 28 градусов и жестко светило солнце. Такая вот особенность местного климата.
В Уссурийске в автосервисе мы поменяли масло и фильтр в машине и поехали в мой родной военный городок Галенки.
Галенки сейчас производят слегка удручающее впечатление. Хоть военная часть и продолжает функционировать, но дома обветшали, некоторые даже опустели и заброшены. Практически все мои бывшие одноклассники разъехались. В бывшей нашей квартире сменилось уже несколько разных семей.
Галенки
А у меня об этом месте оставались такие радужные воспоминания.
Вот, поселок Липовцы оказался довольно процветающим — ухоженные улицы, магазинчики, хорошие дороги. Здесь мы зашли в гости к Ирине — моей бывшей однокласснице, попили чайку, поболтали.
Ночевали на восточном берегу озера Ханка в районе Камень-Рыболова, заплатив 300 руб. какому-то местному жителю за возможность поставить палатку на огороженной им территории.
Озеро Ханка
Озеро Ханка После заката хозяева отправились рыбачить на лодке, привезли довольно неплохой улов, предлагали и нам угощаться рыбой.
Проехали 350 км. Погода +17, +28.
25 день. В этот день я осознала, что мне придется снова прощаться с Дальним Востоком. Есть в этих местах что-то притягательное, влекущее, от чего совсем не хочется уезжать. Это чувство похоже на то, которое возникает в Карелии. Туда тоже хочется возвращаться снова и снова, но Карелия находится немного поближе)).
Ночевали опять на Большом Уссурийском острове под этим деревом. Столько комаров и мошек как в тот вечер я не видела нигде, даже в Карелии. Есть было невозможно, даже если при этом ты быстро ходишь туда/сюда.
Большой Уссурийский остров
Проехали 650 км. Погода +26.
Одна из проток реки Амур.
Протока реки Амур
26 день. Ехали целый день. Снова по жаре и не слишком хорошим дорогам Еврейской АО. Не доезжая до Благовещенска километров 100, появился жуткий свист со стороны правого заднего колеса при торможении. Остановились в ближайшем автосервисе, но все работники его оказались заняты. Максим попросил у них домкрат, чтобы не разбирать полбагажника, добираясь до нашего, сам снял колесо, почистил ржавчину на барабане, достал какую-то отвалившуюся деталь, непонятно откуда там взявшуюся и для чего необходимую, собрал все как было и мы поехали дальше. Свист прекратился.
В Благовещенске «по традиции» в том отеле, который мы забронировали через Букинг, нам сказали, что о нашей брони ничего не знают и у них все занято. Пришлось срочно искать запасной вариант, просто обзванивая предложенные яндексом варианты. Наконец заселившись, пошли гулять на набережную.
Набережная Благовещенска — это то место, которое запоминается надолго. Через Амур можно увидеть набережную китайского города Хэйхэ с ее колесом обозрения, на котором транслировалось какое-то видео, высотки с горящими движущимися иероглифами, парк подсвеченных деревьев, но не было видно ни одного человека. Наша сторона тоже довольна неплохая — обычная российская застройка с облагороженной и ухоженной набережной, кафешки, лавочки, магазинчики, фонари. Также в Благовещенске есть возможность съездить в китайский Хэйхэ на пару дней без визы. Но в условиях коронавируса это был не вариант.
Благовещенск
Проехали 750 км. Погода +32.
27 день. Выехали поздно, наконец отоспавшись в мягких кроватях, намывшись под теплой водой и насладившись удобным фаянсовым унитазом))
Целый день снова в дороге. По сторонам мелькают красивые, но совершенно безлюдные пейзажи. Наслаждаясь хорошим асфальтом трассы Амур, удивляешься, сколько же потребовалось денег и сил, чтобы продолжить эти 2000 км отличной трассы от Читы до Хабаровска по таким труднодоступным местам.
Трасса Амур Р-297
Проехали 750 км. Погода +32, +22, дождь, гроза. Ночевали в машине недалеко от Ерофея Павловича на парковке с другими автопутешественниками и фурами.
28 день. Когда пытаешься спать в машине, с восходом солнца уже можно ехать дальше, потому что нормально поспать в машине просто невозможно. Лучше быстрее доехать до места и поспать по-человечески.
В Чите заехали в магазин, купили местных продуктов. Я снова убедилась, что Забайкальский край точно входит в мой личный топ-15 красивых мест России и в топ-5 самых красивых, труднодоступных и малолюдных.
За день проехали 1000 км. Погода +25. Ночевали опять на озере Арей.
Озеро Арей
29 день. Все как обычно — едем. Снова остановились недалеко от Тарбагатая на Омулевой горе посмотреть на реку Селенга без дождя.
Место очень умиротворяющее и приятное.
Гора омулевая, вид на Селенгу
Незадолго до этого у нас в машине появилось странное ощущение подергивания/постукивания руля, остановились в ближайшем шиномонтаже, там сказали, что с шинами все норм. С трудом нашли автосервис в Улан-Удэ, в котором были бы свободные сегодня специалисты. Они сказали, что, вероятно, надо заменить правый рулевой наконечник, что таких в Улан-Удэ нет, но есть в Иркутске. Там мы будем завтра, завтра и поменяем.
А пока посмотрели на Дацан Ринпоче Багша в дожде и поехали ночевать на Байкал.
Дацан Ринпоче Багша в Улан-Удэ
Ночевку на Байкале нашли с большим трудом. Было только известно, что севернее Посольского есть хороший пляж в Лемасово, где останавливаются с палатками. На картах Лемасово найти не удалось. Проехали Посольское и стали искать Лемасово по указателям. Думали, что если ничего не найдем, то вернемся в Посольское, и на ночь пристроемся где-то там.
Главная проблема ночного поиска ночевки состоит в том, что ничего кругом не видно, не понятно, что находится от тебя на расстоянии более 5 метров, никого из людей нет, чтобы спросить дорогу. В итоге ехали полчаса по грунтовке, наконец, спросили ехавшего навстречу местного, он сказал, что да, впереди что-то похожее есть. Дальше нашли указатель на Лемасово, направляющий на совсем узкую дорожку в лес. Поехали туда. Через 15 минут на дороге стали встречаться довольно глубокие лужи, периодически встречались не понятно куда ведущие развилки. Еще через 15 минут напряженности мы все-таки выехали на что-то похожее на берег озера, увидели стоявшую палатку и решили разбивать лагерь. Сначала было непонятно, что за странный, очень громкий гул стоит. Как будто едет поезд, но едет практически постоянно. Судя по карте, рядом не было железных дорог совсем. Оказалось, что этот звук издавал Байкал, находившийся в 150 метрах от нас.
Проехали 600 км. Погода +16.
30 день. Утром шел мелкий дождь. Байкал продолжал реветь. В машине раздражающий стук в руле. На берегу Байкала лежит полуживая нерпа и не понятно, как ей помочь. Видно, что она еще дышит, но по ее глазам уже бегают мухи. Зрелище то еще. Настроение от этого всего вообще не задалось с утра. Поели и поехали.
Байкал
Прикупили в Слюдянке местных вкусностей и дальше — в Иркутск.
Проехали 400 км, погода +14.
31 день. Утром в Иркутске Максим съездил и купил нужную запчасть, поменял в автосервисе, сделал сход-развал, и мы поехали дальше. Все еще опасаясь медведей)), снова ночевали на трассе в машине.
Проехали 550 км, погода +22.
32 день. Проехали до Красноярска оставшиеся 600 км. По дороге попали в 2 жуткие грозы. Температура скакала от +14, до +25 и обратно до +14.
В Красноярске сходили в заповедник Столбы. Место хорошее. Посещение бесплатное. Уже на въезде удивили бегающие по дороге бурундучки.
Красноярские столбы
Как оказалось, они здесь повсюду. Подбегают к людям и, если набраться немного терпения, то они и с рук возьмут еду. Они очень маленькие и очень милые. А какие у них хвосты))
К самим столбам начала идет асфальтовая дорога, затем грунтовая, а дальше лестницы.
Не успели мы дойти до самих столбов, как налетела очередная гроза. Пережидали ее под небольшим выступом скалы с еще одной парой туристов, перекусили, поделились впечатлениями)
Красноярские столбы
После грозы мы еще немного погуляли по столбам и поехали селиться в отель.
33 день. Утром следующего дня заехали на расположенный прямо в городе остров Татышев. Этот остров известен тем, что здесь оборудована прекрасная зона активного отдыха: 9 километров велодорожек, возможность взять напрокат велосипеды, роликовые коньки, скейтборды и другой спортинвентарь. Есть пляжная зона, яблоневый сад, в котором все набирают яблоки в пакеты. А самое главное — здесь огромное число милых, пушистых, симпатичных… сусликов. Я — не большой фанат животных. Но эти местные суслики сами вылазят из нор, подходят к людям и с рук берут корм, который продается рядом. Это прямо медитация какая-то — просто сидеть и смотреть, как они вылазят из своих норок, дерутся, едят, опять убегают, моются, чешутся. Прикольно!
Суслики на острове Татышев
Даша покаталась на роликах, я погуляла пешком, поели мороженное, покормили сусликов — отдохнули цивилизованно, среди людей большого города.